А вот моя страничка на G+, лайкаем!

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Пара мыслей про Sharing Economy


В эту поездку в Долину у меня было сформулированное мнение на эту тему. Я сверил часы с местной публикой и по части пунктов нашел поддержку, по части нет. Но все-таки решусь высказаться.
По моему убеждению в обозримом будущем Sharing Economy не получится завоевать мир. Вероятнее всего, все проекты или большинство из них скатится к банальному лизингу. Тренд "не владеть", как ни крути, сильнее тренда "заработать на незагруженных активах".  И не многие разделяют эти тренды.
Давайте просто сравним Sharing Economy  и банальный лизинг (но как вариант, мы можем смотреть на сервисы типа Properties as a Service):
- конфликт между пользователями, недоступность возможности воспользоваться Property. В случае с лизингом, арендой или временным польованием у сервис провайдера есть расчеты и даже небольшая избыточная емкость, хорошо посчитанные эрланги и альтернативные решения. Даже в случае пикового спроса, вероятнее всего, будет найд
ено решение. Если мы опираемся на сервис в области Sharing Economy, то вы можете столкнуться с отказом в использовани сервиса (это сейчас одна из проблем Airbnb - в подавляющем большинстве случаев, вы оставляете заявку и вам в течении какого-то времени подтверждают или не подтверждают доступность квартиры, если вы пользуетесь сервисом часто, то это начинает надоедать).
- качество услуги. Обращаясь к сервис провайдеру, вы получаете, чаще всегда стандартное качество услуги, касается это отеля, машины или чего-либо, это качество может быть чуть лучше, чуть хуже, но в большинстве случаев оно приемлемо. В случае с альтернативными проектами, вы сталкиваетесь, что у каждого человека свои стандарты и оценки. По разным оценкам от 20 до 45% случаев эти критерии у сторон сделки не совпадают. Рейтинги тоже отражают субъективную оценки и если мои стандарты отличаются от среднерыночных, то я рискую получить неприемлемое качество или переплатить за избыточное (вспоминаем проблему рейтинга 4* отелей).
- решение проблем. Бездушная корпорация, конечно зло. Но у этого зла есть два отличных качества: правило "клиент" всегда прав и служба поддержки. Когда сервис предоставляется одними индивидуумом другому, то сервисы посредники могут сгладить углы, но исключить возможность конфликта они не могут. И когда такие конфликты случаются, они обычно значительно более непримеримые, чем в случае с сервис-провайдером.
- страховка. Страховые компании еще не научились работать с рисками в области Sharing Economy, а значит, владельцы Properties несут риски по их порче сами. Попытки собирать страховые депозиты, как правило, не решают общей проблемы, но зато ухудшают предложение (кроме самого платежа, приходится замораживать определенную сумму, иногда соизмеримую со стоимостью самой услуги).
Итого, я вангую, что как только сервисы класса Sharing Economy станут на ноги, в этот рынок придут профессиональные компании, которые умеют работать с лизингом и арендой, имеют практически неограниченный доступ к финансовым ресурсом и такой емкостью, что индивидуалам и не снилось, и будут там править бал. У них есть ресурсы, у них есть поставленные процессы, у них есть стандарты качества, которые они могут соблюдать. Они рано или поздно научатся работать в рамках новых парадигм и тогда они опять отодвинут индивидуальных владельцев на задворки.
А с точки зрения всего что связано с автомобилями (car sharing, ride sharing, car as a service), то большинство инвесторов не считает такие проекты перспективными. С учетом цикла развития таких проектов мы попадаем в будущее, в котором driverless cars будут нормальным явлением, а не диковинкой. Смысла владеть этими машинами не будет и автомобильная промышленность выродится в компании, которые будут решать проблему "перемешения чеовеческого организма из точки А в точку Б, максимально быстро и комфортно". Ну я не говорю, о том, что все матмодели таких сервисов показывают, что количество машин на дороге они уменьшат от 30 до 70% - я склонен оценивать скорее к 70%. Комфорт, беопасность пассажира и экономичность выйдут на первый план.

Апд: Прилетело от Lilian Pertenava

Согласна с Денисом по части перспектив sharing economy - на отметке “много платящий клиент” такие сервисы начинают выдавать серьезные баги. Например, замечательный сервис airBnB, где в среднем, можно найти хорошую квартирку в любой точке мира. И всё было бы прекрасно, если бы у вас были гарантии качества (как на Booking.com например) и отсутствовала круговая порука. Расскажу свой кейс. Мы с моим мужчиной решили как-то отправиться в путешествие в далекую страну. И я, и он не раз пользовались airBnB для аренды квартир в разных городах, надо сказать, что с переменным успехом, но это еще везло. В этот раз решили снять домик у моря. Сняли (хотя и не сразу - пару раз были отказы, это тоже к вопросу удобства), поехали. Дом соответствовал фото, все шло хорошо. И в последний день, непосредственно перед отъездом в аэропорт, у нас засорилась раковина. Причем, в доме не оказалось вообще никаких средств для прочистки, ни, пардон, вантуза, ни химии, ни пружины или чего-то ещё. Я написала представителю хозяев в почту, что у нас засор, на вид вполне рядовой, но тк мы уезжаем, мы оставим $20 за беспокойство и очень извиняемся.
Так как все произошло когда мы были буквально на пороге, мы не стали фотографировать раковину и делать вещдоки. И зря. Потому что на следующий день, когда мы уже были в 10 часах лета от злополучного домика, хозяйка потребовала возместить $600 (!!) за замену чуть ли не всего стояка. Мы сразу поняли, что за фрукт нам попался. Отмечу, что меня не раз засорялись раковины в этой жизни - и эта раковина не была каким-то особенным случаем, надо было просто пошуршать вантузом и всего делов. Подозреваю, что хозяева так и сделали после чего решили заработать на людях, которые не смогут проверить. Почему я так думаю? Потму что пока мы были в перелетах, прошел еще один день, и цена вопроса резко упала с 600 до 300 долларов. Хозяева, видимо, решили что мы не отвечаем намеренно и решили сбить цену) Было очевидно, что это развод на деньги. Они сделали новый счет сантехника на эти 300 долларов. в счете было уже только про прочистку стока. Мы пришли к выводу, что для хозяев дома это нормальная практика - когда очередной турист время от времени получает засор, хозяева получают с него много дополнительных денег. Вероятно, засоры спровоцированы, а отсутсвие средств по устранению засора тоже не случайно.
Мы посмотрели отзывы о хозяевах на airBnB еще раз - все положительные, но оценка не 5, а 4,5. Волней неволей напрашивается вывод - хотя люди могли быть чем-то недовольны, как мы, они не стали об этом писать отзыв, дабы не портить себе карму и не получать негативный отзыв от хозяев, который может серьезно помешать последующей аренде. Мы решили, что напишем негативный отзыв, и упомянем что если засор и был - нам не прислали никаких доказательств его эпичности, кроме липового счета от дружественного сантехника, к тому же цена компенсации резко упала, и речь явно об обмане. А боятся писать негативные отзывы лояльные пользователи зря, потому что к таким хозяевам, к сожалению, еще поедет и попадется много людей. Вот вам и sharing economy. Нет гарантий качества, нет гарантий качественного сопровождения и сервиса в случае возникновения непредвиденной ситуации, присутствие недобросовестных арендодателей, которых трудно вывести на чистую воду из-за, казалось бы, полезной системы взаимных отзывов. В этом смысле, если в будущем потребуется снять апартаменты или дом - мы выберем booking.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД