А вот моя страничка на G+, лайкаем!

пятница, 19 сентября 2014 г.

Почему нельзя вкладывать в рунет и все-все-все (многабукав)

Я всегда любил макроэкономику и международные финансы. Но все, что мне дали эти курсы на программе МБА и подслушанные пару лекций в американских и европейских школах это то, что слишком поверхностные знания не помогают и надо опираться на профи в этих вопросах. И я не стесняюсь задавать вопросы профессуре БШ (из разных стран) и экономистов, к которым у меня есть эпизодический и не только доступ.

Единственный вопрос, который меня мучал последнее время - почему Российский фондовый рынок не реагирует на события, как это написано во всех учебниках. Из того, что я понял месяц назад - это то, что Российские индексы (РТС и другие) показывают не состояние экономики, отдельных компаний и отраслей, а скорее баланс капитала, который бежит из страны и баланс капитала, который выдавливают из Европы и Америки. Они формируют спрос и предложение на рынке акций.

По рублю все еще проще - приток валюты из-за рубежа затруднен (остались только нефте и газодоллары, поток, которых падает из-за падения цен и добычи, потоки которых не сильно прозрачны) а доступ российских банков к валюте сейчас затруднен из-за санкций. Понятно, что рубль под давлением, но ЗВР позволяют его держать в пределах.

Но за последние пару дней у меня сформировалась картинка, когда я свел все разговоры с экономистами в одно - это то, что у Путина получилось создать замкнутую финансовую систему. С каждой неделей фондовый рынок и финансовая система России становится вещью в себе и на ней не отражаются страновые риски. Почему, да потому, что Теорема Геделя (https://en.wikipedia.org/wiki/G%C3%B6del%27s_completeness_theorem) о полноте. Понять проблемы системы можно только выйдя из системы. Раньше такими активными наблюдателями были иностранные инвесторы, которые сравнивали Россию с другими развивающимися рынками и в случае увеличения страновых рисков уходили на другие рынки, понижая индексы. Это сейчас и происходит с русскими бумагами на биржах в США и Европе. На российских биржах этих инвесторов нет или их количество несущественно, а российские инвесторы живут внутри системы, где страновые риски - есть часть параметров системы. Поэтому они на их изменение не реагируют.

Выводы, которые я делаю из этого - происходит СССРизация (изоляция) экономики России. Это значит, что даже спекулятивный иностранный капитал сюда не будет приходить. Осталось еще одно действие - делистинг российских компаний на мировых биржах, но, думаю, что это вопрос времени - еще пара арестов (а без этого никак) опустит акции российских компаний до мусорного уровня и картина будет закончена.

Почему нам это важно? По тому, что зажим экономики невозможен без зажима основных свобод граждан. Вместе с СССРизацией экономики происходит СССРизация и Геббельсизация информационного пространства. По теореме Геделя, чтобы проблемы системы не были видны внутри, надо исключить обмен информацией с внешним наблюдателем (внешним миром). И интернет тут становится главным врагом. Я не вижу других способов решить этот вопрос в России, кроме как по китайскому сценарию. А значит, интернет проекты в России получают огромную порцию рисков, о чем мне и талдычат европейские и американские инвесторы. Они не будут вкладывать в Российские стартапы по двум причинам: 1) бесперспективно с точки зрения макросреды и макропрогнозов на сколь-нибудь длительный период, 2) и только на втором месте санкции. Я боюсь заглядывать в прогнозы по ограничению выезда Россиян за рубеж (как короткий тренд) и перемещения внутри страны (как длинный тренд).

Жалко, что это все не так хорошо видно из самой России, да из Украины тоже. Европа это хорошо понимает, Штаты не сильно пекутся ибо далеко.

Ну и простите, если для кого-то я стал СПАСИБОКЕПОМ. Посчитал нужным объяснить, так как пересказ этого часто занимает много времени.

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД