А вот моя страничка на G+, лайкаем!

среда, 21 июля 2010 г.

Про нетворкинг

На самом деле бизнес социальные сети просто повторили то, что придумано очень давно в жизни.

Очень часто приходится это рассказывать. Для большинства будет банальным, но все-же.
Я много об этом говорю на семинарах, но каждый раз для слушателей это как открытие. Попробую описать в одном посте сразу.

1. Почему важен нетворкинг в технологическом бизнесе? Ответов несколько. Во-первых, если мы посмотрим на цикл жизни инновационного продукта. При запуске стартапа не работает реклама, на ранних стадиях очень осторожно надо работать с ПР. А значит надо искать первых кастомеров и экспертов среди нетворка. Особенно, если вы в stealth mode. Имея широкий нетворк эти нулевые циклы проходятся предпринимателем значительно проще. Видел это много раз. Во-вторых, значительно проще получать доступ к капиталу “70% интересных проектов приходят инвестору по нетворку”, на остальные 30% приходятся несколько тысяч, а то и десятков тысяч заявок. Если среди ваших знакомых есть кто-то, кто может представить вас инвестору, то шансы на то, что на ваш стартап обратят внимание резко возрастают. В-третьих, когда вы начинаете развивать свой бизнес и строить каналы продаж, то широкий нетворк даст вам взможность легко и быстро найти нужных людей в нужных компаниях. Чаще всего идти прямым путем (писать холодные письма на порядок, а то и порядки менее эффективно). Ну и если вы инвестор, то широкий нетворк дает вам возможность получать доступ к большому количеству интересных проектов.



2. Офлайн. Для построения нетворка офлайновые тусовки очень эффективны и редко когда онлайн инструменты могут заменить его. Именно поэтому нетворкинг должен быть стилем жизни. Предприниматель должен посещать разные конференции, семинары, тусовки, где он может обзнакомиться с большим количеством людей. Для этого ему надо очень мало
- иметь элевейтор пич, который раскрывает сферу вашей деятельности вообще, и чем вы занимаетесь в данный момент в частности. 30 секунд, не больше,
- визитную карточку, со всеми вашими стандартными каналами коммуникаций (тел, почта, идр),
- навыки знакомиться и общаться с людьми (без этого никак)
Фоллуап. В течение 24 часов напишите короткий фоллоуап, в котором напомните, кто вы такой, где встретились и что человек в любое время может к вам обращаться.

3. Велью. Все пассивные новые знакомства надо разделить на три части:
- люди, от которых вам что-то надо
- люди, которым вы можете помочь
- люди, не попавшие в первые две категории (этих людей надо регулярно тестировать на соответствие двух первых пунктов – ваш бизнес меняется, их бизнес меняется, и иногда имеет смысл пересматривать базу контактов).
Для начала надо очень трезво оценить, чем вы можете быть полезны для людей от которых вам что-то надо (я часто использую правило «прежде, чем что-то попросить, надо что-то дать»). И если есть такая возможность, то надо всегда предлагать посильную помощь. Всегда надо оценивать свои силы, предложить помощь и факапнуть – лучше не предлагать.
Далее, если вы можете чем-то помочь второй категории, то по возможности помогайте. Совет, правильный контакт – это то, что сделает ваш нетворк лояльным. Когда о вас кто-то будет наводить справки, то поле положительных отзывов – всегда хорошо. С другой стороны, вы не знаете, куда закинет вас жизнь и не окажется ли этот человек в первой категории.
Главный совет: старайтесь быть полезным для всех.

4. Трекинг. Всегда следите за своим нетворком. Когда у вас будет нетворк большой, то каждый день кто-то будет менять работу, бизнес. У меня, например, каждый месяц кто-то из людей начинает работать в отрасли, которая представляет для меня интерес. Чтобы вас более-менее легко идентифицировали несколько сотен, а то и тысяч человек, надо регулярно напоминать о себе. Есть три основных способа:
- поздравления с днем рождения. Рождество, Новый год – фигня. Если вы работаете в международном поле, то скоро убедитесь, насколько это банально. Во-первых, не все одинаково воспринимают НГ как праздник, у китайцев НГ вообще весной. Во-вторых, для разных религий Рождество не есть праздник. Иудеи, мусульмане, индуисты, буддисты не поймут, а если поймут, то не оценят. Христьяне разных концессий празднуют Рождество в разные даты. А вот день варения чаще всего более-менее известен и большинство получает не так много поздравлений и чаще всего от близких людей.
- смена работы. Хороший повод напомнить о себе, подтвердить лояльность и готовность сотрудничать в будущем.
- конференции, семинары, тусовки. На этих мероприятиях можно встретить сразу много людей, и если у вас хорошая память, то регулярно появляясь там, можно сделать так, чтобы вас запомнили.
Все это позволяет создавать в нетворке ощущение, что вы «свой» человек, и в нужный момент люди вам помогут, так же как и вы им когда-то помогли.

5. Работа с нетворком. Если вам что-то надо от человека, то всегда надо писать письмо, которое должно содержать следующие части:
- приветствие
- напоминание, кто вы такой, где вы познакомились, когда последний раз встречались
- суть вопроса
- чем человек может вам помочь
- суть просьбы
- заранее благодарность
Если письмо составлено хорошо, доступно, конкретно и лаконично, то вы получите быстрый результат. Если письмо с просьбой представить вас кому-то, то оно должно быть составлено так (не содержать информации, которая не должна попасть третьему лицу), чтобы представить вас можно было прямым ответом на письмо и не объяснять заново, в чем дело. Экономьте чужое время и упрощайте задачу. У меня в 80% случаев вопрос решается положительно.
Обязательно поблагодарить.

5. Инструменты. Для поддержания базы деловых контактов, все-таки лучше использовать деловые социальные сети (я использую Linnkedin). Успех в использовании инструмента состоит в следующем:
- полностью заполненный профайл. Он должен давать исчерпывающий ответ на вопросы «Кто я? Чем я занимаюсь? Кто мне может быть полезен? Кому я могу быть полезен?». Понятно, что прямых ответов не должно быть, но информация, которую человек будет искать, задавая себе эти вопросы про вас, должна быть
- рекомендации, оставленные вашими коллегами, партнерами, клиентами, работодателями. Все это положительно влияет на отношение к вам.
- регулярное обновление профайла. Размещение информации в том или ином виде о ваших текущих активностях (обновление статуса, участие в мероприятиях и др)
- ссылки на ваши блоги, твиттеры и другие социальные медиа, где вы проявляете себя с профессиональной стороны.

Сейчас я начал изучение Фейсбука с деловой стороны. Для меня это всегда была неделовая сеть, возможности ведения контактов и поисков новых знакомств для работы, в которой ограничены. Но с появлением инструмента branchout все стало очень интересно!

Писано для блога в спешке. Не пинать за очепятки и сумбур.
@dennydov
Linkedin
Facebook

При перепечатке все ссылки сохранять.

Ваш ДД

2 комментария:

  1. спасибо, очень познавательно. Добавлю свои соображения - все не могут заниматься плотным нетворкингом. Это очень завит от профессиональной деятельности. К примеру, программист должен сидеть :) (писать код в смысле, разрабатывать продукт), а вот менеджер как раз таки должен заниматься продвижением. Т.е. степень вовлеченности в нетворкинг прямо пропорционально убывает от маркетолога до программиста.

    ОтветитьУдалить
  2. Дякую, пост дійсно корисний.
    Ти б не міг трохи ширше розкрити тему про LinkedIn?
    Ти якось казав, що використовуєш преміум-акаунт. Які фічі у ньому найбільш корисні? Як вважаєш, з точки зору customer development, преміум акаунт себе виправдовує? Наприклад, така штука як InMail -- це працює для комерційних пропозицій?
    Зі свого боку можу порекомендувати цікавий пост від Гая Кавасакі "Ten Ways to Use LinkedIn": http://blog.guykawasaki.com/2007/01/ten_ways_to_use.html#axzz0unreHUSt

    ОтветитьУдалить

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД